
Новости
В NIS завершилась экспедиция «Туған елге тағзым – 2025»

13 июня 2025
В Назарбаев Интеллектуальных школах завершилась ежегодная краеведческая экспедиция «Туған елге тағзым». Более 500 учеников из всех регионов страны отправились в исследовательские поездки по семи городам Казахстана.
Участники экспедиции в Астане посетили технопарк Назарбаев Университета, Национальный космический центр, музей «АЛЖИР», Astana Hub и Национальный музей Республики Казахстан. Школьники участвовали в поэтических квестах, викторинах по творчеству Абая, а также в мастер-классах проекта «Даналық сандығы».
В Алматы внимание было сосредоточено на экотуризме и прикладной науке – Шарынский каньон, Кольсайские озёра, ущелье Аюсай, музей «Есік», лаборатория Mixed Reality и IITU University. Кроме того, школьники создавали панно из асыков и представляли проекты в рамках фотокемпа «Көлсай көлдері – Тянь-Шаньның інжу-маржаны».
– Я впервые приехал сюда, и природа этих мест по-настоящему восхищает. Шарынский каньон кажется бескрайним, а Кольсайское озеро – словно жемчужина, затерянная среди величественных гор. Такая красота и богатство природы Казахстана наполняют сердце гордостью за нашу родину, – отметил ученик NIS Костанай Мирас Тойымбетов.
Актобе стал площадкой для знакомства с героико-историческим прошлым региона. Участники экспедиции побывали в мемориальном комплексе «Кобыланды батыр», музее Алии Молдагуловой, мемориальном комплексе «Абат-Байтак» и на рельсобалочном заводе АРБЗ, где узнали о современной металлургии.
В Атырау школьники посетили производственные объекты, включая ТОО «Тенгизшевройл», полиэтиленовый завод, а также Сарайшык – древнюю столицу Золотой Орды. Экспедиция включала посещение музеев, библиотек, археологических памятников и встречи с местными исследователями.
В Костанае ученики познакомились с наследием Ыбырая Алтынсарина, побывали на предприятиях «СарыаркаАвтоПром», «Арасан», хлебокомбинате и в Наурзумском заповеднике. Также они изготовили традиционный казахский сосуд - торсық из асыков.
Петропавловск предложил участникам экспедиции погружение в историю и агропромышленный сектор. В программу вошли резиденция Абылай хана, археологические объекты «Ботай» и «Айғаным қонысы», музеи Чокана Уалиханова и Магжана Жумабаева, а также визиты на современные агропредприятия и в производственные цеха.
– Экспедиция помогла мне лучше узнать сельскую местность. Я прониклась духом патриотизма, заинтересовалась инфраструктурой аулов и теперь планирую подготовить проект на эту тему. Особенно запомнились сборка домбры и игра в асыки. Мне очень нравится «Туған елге тағзым» – я открыла для себя много новых мест и подружилась с ребятами со всей страны, – поделилась ученица NIS Уральска Аружан Хуан.
В Таразе экспедиция прошла по главным точкам сакральной географии – мавзолеи Айша Биби, Карахана и Тектурмаса, а также средневековое городище Акыртас. Участники также исследовали промышленные объекты, включая ТОО «Казфосфат» и Таразский стекольный завод, и участвовали в проектах по этнодизайну и ремеслам.
Особое внимание во всех экспедициях было уделено наследию Абая Кунанбаева. Школьники участвовали в театрализованных постановках, мастер-классах, музыкальных вечерах, создавали арт-объекты и обучались по принципам STEAM через призму творчества и философии Абая.
Наряду с исследовательскими задачами участники экспедиции принимали активное участие в насыщенной внеклассной программе – квизах, спортивных играх, танцевальных и творческих мастер-классах, командных тренингах и культурных вечерах.
Экспедиция «Туған елге тағзым», реализуемая с 2012 года, является уникальным проектом Назарбаев Интеллектуальных школ. Это не просто изучение родного края, а масштабная инициатива по формированию осознанной гражданской позиции, развитию исследовательских навыков и воспитанию уважения к национальному наследию через практический опыт и междисциплинарное обучение.
Следует отметить, что воспитательные проекты Назарбаев Интеллектуальных школ, включая «Туған елге тағзым», прошли официальную регистрацию и защищены авторским правом. Эти инициативы стали неотъемлемой частью воспитательной системы NIS и получили широкое распространение в общеобразовательных школах страны.