Нормативные документы

Правила организации работы библиотек Назарбаев Интеллектуальных школ, утвержденные на заседании Правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 13 декабря 2018 года (протокол №65)


Утверждены

решением Правления АОО

«Назарбаев Интеллектуальные школы»

от 13 декабря 2018 года

(протокол №65)

 

 

 

Правила организации работы библиотек

Назарбаев Интеллектуальных школ

 

I.   Общие положения

1. Настоящие Правила организации работы библиотек Назарбаев Интеллектуальных школ (далее – Правила) определяют основные направления, руководство, обязанности работников библиотек Назарбаев Интеллектуальных школ (далее – библиотеки), содержание работы библиотек, включая комплектование, учет, порядок списания изданий и материалов, инвентаризация, расстановка библиотечного фонда, организация обслуживания, права и обязанности пользователей Библиотек.

2. Библиотека является структурным подразделением филиалов автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», основным предметом деятельности которых является образовательная деятельность (далее – Школы).

3. Основное требование для открытия библиотеки - это наличие изначального фонда, оборудования и места для хранения фонда согласно санитарным условиям, постоянного источника для ежегодного финансирования штатных единиц обслуживающих читателей и формирование книжного фонда.

4. Библиотеки оказывают бесплатные и доступные услуги пользователям.

5. В данных Правилах используются следующие понятия:

1) учет книжного фонда -  это комплекс операции по регистрации всех поступающих в фонд и выбывающих из него документов;

2) программное обеспечение КАБИС – «Казахская Автоматизированная Библиотечно-Информационная Система», разработанное компанией «KazakhSoft»;

3) суммарный учет фонда – вид учета документов движения библиотечного фонда (счет-фактура, акты приема-передач);

4)    книга суммарного учета (далее - КСУ) – библиотечный документ, в котором фиксируется движение фонда: поступление, выбытие. Может вестись в электронном или бумажном варианте;

5)  индивидуальный учет фонда – процесс регистрации каждого входящего и исходящего документа или наименования;

6)  комплектование библиотечного фонда - целенаправленный процесс выявления и подбора литературы, отвечающий по своему содержанию образовательным, воспитательным, информационным функциям библиотеки, приобретаемой за счет средств, предусмотренных  бюджетом.

 

II.  Основные направления организации работы библиотек

 6. К основным направлениям организации работы библиотек относятся следующие:

 1) обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов на основании широкого и открытого доступа к библиотечным ресурсам;

 2) развитие творческих навыков и помощь в социализации учащихся, воспитание культурного и гражданского самосознания.

 3) поддержка разнообразными ресурсами в проектной и научно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательских навыков читателей с применением моделей и этапов исследования, информационной и функциональной грамотности.

 4) формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя путем   обучения пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации, развития культуры чтения.

 5) внедрение новейших образовательных достижений и технологий в учебный процесс. Выявление проблем, осуществление поиска и организация обсуждения возможных вариантов решения, продвижение принятых решений, становление современным информационным центром Школы.

 6) совершенствование традиционных и внедрение инновационных информационных библиотечных технологий, освоение новых библиотечных технологий на основании автоматизации и организации библиотечных процессов.

 7) улучшение качества библиотечного, библиографического - информационного обслуживания учащихся и учителей посредством изучения новых методов работы библиотек и внедрения международных стандартов школьного библиотечного дела и опыта, полученных в результате прохождения курсов повышения квалификации, участия в конференциях и обучающих семинарах.

 8) создание и развитие веб-сайта библиотеки, социальных медиа и блогов, расширение и оптимизация работы в современном информационном пространстве, применение интернет-инструментов, анализ и поиск авторитетной информации в сети интернет, создание интерактивных образовательных объектов, применение новых технологий. Публикация работы библиотек в социальных сетях.

 9) создание благоприятной библиотечной среды, развитие библиотечных услуг на базе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов компьютеризации.

 7. В целях организации работы библиотек старший педагог-библиотекарь и педагог-библиотекарь (далее – работники библиотек) проводят:

 1) интегрированные уроки с учителями для учащихся, определяют лидеров и активных пользователей, желающих оказать волонтерскую помощь библиотеке;

 2) трансляция имеющегося опыта работы в профессиональной среде, а именно, организация и проведение семинаров-тренингов регионального значения для библиотек общеобразовательных организаций образования, обмен опытом работы и развитие партнерских отношений.

 8. Работники библиотек повсеместно организовывают инновационные акции и проекты направленные на формирование культуры чтения, развития читательской грамотности и привития интереса к чтению, такие как Bookcrossing, READx, BookStart, 1.2.3., Кітап әлемді бағындырады, Memoro. Данные проекты и акции, как долгосрочные так и краткосрочные, позволяют вовлечь все школьное сообщество, а так же родителей в организацию открытой, читающей среды Интеллектуальных школ, развивают не только читательскую грамотность, но и формируют гуманитарные, семейные и патриотические ценности подрастающего поколения.

9. Для создания имиджа Школы и библиотеки работники библиотек пишут и публикуют статьи в отечественные и зарубежные газеты и журналы.

 

III.   Руководство библиотеки

 10. Руководство библиотеки, контроль, утверждение организационных и технологических документов библиотеки осуществляется директором Школы с согласованием курирующего структурного подразделения АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО).

 11. Директор Школы:

 1) обеспечивает организацию работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда учебников;

 2)  направляет деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся и воспитанников бережного отношения к учебникам путем проведения педагогических советов, а также утверждения разработок единых требований;

12. Заместители директора Школы по учебной, научно-методической, воспитательной работе:

1) совместно с работниками библиотеки разрабатывают единые требования к обучающимся и воспитанникам по использованию и сохранности учебников;

2) совместно с учителями осуществляют систематический контроль за использованием учебников и обеспечением их сохранностью, посредством рейдов, в течении всего учебного года.

13. Работники библиотек выполняют функции по организации работы библиотек в соответствии с должностными инструкциями.

14. Работники библиотек являются членами педагогического коллектива и входят в состав Педагогического совета, несут ответственность за организацию работы библиотеки и ее результаты.

15. В каждой библиотеке имеется штамп с названием библиотеки соответствующей Школы.

16. В библиотеке должен быть размещен график работы.

Библиотека работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 19:00 часов, в субботу с 8:00 до 14:00 часов, без перерывов.

В период всех каникул часы работы библиотеки:

- с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00;

- в субботу  -  с 9:00 до 14:00 часов.

17. Работники библиотеки раз в три года проходят аттестацию, в соответствии с Правилами аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц в филиалах автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

 Школа создает условия для периодического повышения квалификации работника.

18. Работники библиотек участвуют в работе методических объединений региональных школьных библиотек, на конференциях, семинарах, стажировках, на курсах повышения квалификации от имени Школы и самостоятельно.

19. Старший педагог-библиотекарь составляет квартальные и годовые планы, отчеты. Все планы и отчеты обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором Школы. Годовой план работы библиотеки является частью общего плана Школы и утверждается в начале учебного года.

20. Работникам библиотек присуждаются грамоты и особые знаки за активную работу для работников образования.               

21. Руководство Школы должно обеспечить библиотеку следующим:

1) местом хранения книжного фонда и оборудованием для библиотеки, современной мебелью, учитывая пожарную безопасность, видеонаблюдением;

2) компьютерами и организационной техникой (принтер, сканер, копировальный аппарат, электронное табло, видеокамера, фотоаппарат и т.д.), Интернет, доступом к отечественным и международным электронным библиотечным базам данных;

3) средствами необходимыми для библиотеки, такими как: полочные разделители, держатели, тележки для транспортировки книг, доска - флипчарт, канцелярские принадлежности, электромагнитной системой безопасности для сохранности фондов;

4) автоматизированной библиотечно-информационной системой соответствующей международным стандартам.

 

IV.           Обязанности работников библиотек

 22. Работники библиотеки обязаны:

1) обслуживать пользователя в соответствии с условиями настоящих Правил;

2) информировать пользователя обо всех видах предоставляемых услуг;

3) совершенствовать технологию обслуживания в интересах пользователей;

4) создавать и поддерживать необходимые условия для работы пользователя в библиотеке;

5) обеспечить свободный доступ пользователей к библиотечному фонду и выдачу ресурсов во временное пользование;

6) обеспечить высокую культуру обслуживания пользователей;

7) изучать потребности пользователей, в том числе проводить мониторинг и анализ необходимых ресурсов, предоставлять отчеты и заявки по проведенному анализу в АОО;

8) поддерживать связь с основными издательствами, изучать новинки учебной, дополнительной, научно-познавательной, справочной и художественной литературы;

9) ежегодно организовывать методические собрания учителей, заместителей директоров по учебной и научно-методической работе и других уполномоченных лиц с целью определения перечня необходимой литературы на предстоящий год, анализа потребностей и рекомендаций по использованию учебной литературы;

10) пропагандировать фонд библиотеки с применением разных методов, развивать и поощрять интерес к книгам и чтению;

11) совершенствовать библиотечное и информационное обслуживание пользователей, внедряя новые методы работы с учетом современных подходов в работе библиотек;

12) осуществлять учет, хранение и использование находящихся в библиотечном фонде ресурсов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование;

13) контролировать своевременный возврат ресурсов, выданных пользователям;

14) нести ответственность за сохранность своих фондов, в том числе приводить в порядок библиотечный фонд в каникулярное время;

15) регулярно организовывать ремонт ресурсов (подклейка надорванных и выпадающих страниц, переплета, обложки и т.п.);

16) постоянно проводить работу с пользователями библиотеки по воспитанию у них бережного отношения к книге путём бесед, изготовлению наглядных пособий по использованию библиотечного фонда, проверять состояние изданий при получении от читателя, проводить работу по предотвращению и ликвидации читательской задолженности. Пользователи библиотеки по окончании Школы, увольнении, а также перед уходом в отпуск, обязаны ликвидировать задолженность перед библиотекой и получить обходной лист, подтверждающий ликвидацию задолженности.

23.  Работники библиотеки несут  ответственность за сохранность, своевременный учет и использование имущества, библиотечного фонда библиотеки как части собственности школ.

 

V.               Комплектование библиотечного фонда

24. Процесс комплектования библиотечного фонда осуществляется на основании Перечня учебной, учебно-методической, художественной, научно-популярной и дополнительной литературы, для филиалов АОО «Назарбаев Интеллектуальных школ», утверждаемым заседанием Правления АОО ежегодно.

В период рассмотрения бюджета на следующий учебный год по мере необходимости предусматриваются расходы на комплектование учебной, учебно-методической, художественной, научно-популярной, научно-познавательной, дополнительной, справочной, профессиональной, педагогической и методической литературы; подписку на периодические издания; подписка на электронные полнотекстовые, реферативные, библиографические и другие онлайн базы данных.

25. Перечень рекомендуемых к использованию в учебно-воспитательном процессе учебников по новым интегрированным учебным программам предусматривается в учебных планах по предметам согласно Перечня учебной, учебно-методической, художественной, научно-популярной и дополнительной литературы, для филиалов АОО «Назарбаев Интеллектуальных школ», утверждаемым заседанием Правления АОО ежегодно. По мере необходимости Перечень может пополняться в соответствии с заявками школ при наличии обоснования необходимости внесения в Перечень той или иной литературы.

26. Заявка на приобретение литературы оформляется письменно согласно форме заявки (Приложение 1). В образце заявки указывают наименование, автор, количество учеников, наличие в фонде, необходимое количество, тип издания, язык литературы, ISBN, цена книги, общая сумма. АОО имеет право корректировать экземплярность заказываемого издания, на основании имеющихся бюджетных средств на приобретение литературы, предварительно согласовав потребность со Школами.

Рекомендуемая средняя экземплярность: учебная литература по основным предметам согласно контингенту учащихся в Интеллектуальной школе, альтернативные учебники по предметам – от 12 до 15 экземпляров;  художественная литература для программного изучения – от 1 до 15 экземпляров, художественная литература для внеклассного чтения от 1 до 5 экземпляров; для изучения английского языка (литература по уровням) от 1 до 15 экземпляров; дополнительная, научно-познавательная, справочная литература – один, два экземпляра; методические и дидактические пособия, литература по вопросам педагогики и психологии – один, два экземпляра. Средний уровень укомплектованности учебными книжными материалами – 10 книг на учащегося.

27. Работники библиотеки ведут самостоятельный поиск и анализ книжного рынка, изучают каталоги литературы, сайты книжных издательств, магазинов и прайс-листы новинок литературы казахстанских, российских и зарубежных издательств. Определяют качество и ценность литературы, рекомендуют ее к использованию в образовательном процессе.

28. Фонды библиотек должны состоять из:

- учебной (учебники и учебные пособия), учебно-методических комплексов (методические пособия, рабочие тетради, контурные карты и атласы, дидактические материалы, таблицы, сборники тестов, задач и упражнений);

- художественной литературы для программного чтения по предметам;

- художественной литературы для самостоятельного и внеклассного чтения, произведений казахстанских, зарубежных классиков, современных писателей, не вошедших в программу изучения;

- литературой для профессионального развития и преподавания, педагогические и методические издания;

- литературой для проектной и научно-исследовательской деятельности – дополнительная и справочная, научно-познавательная, научно-популярная литература (словари, энциклопедии, пособия);

- электронных изданий;

- периодических изданий.

29. В фондах библиотек литература по предметам, независимо от даты издания, подлежит бессрочному хранению, если она имеет научное, культурное и духовное значение, а также если востребована. Литература (учебники, учебно-методические пособия преподавателей, научные труды и т.д.), издаваемая в АОО, передается в обязательном порядке (бесплатно) в Библиотеки.

30. Все документы (учебники, учебно-методические пособия, научные труды, научно-познавательная литература, и т.д.), издаваемые под авторством учащихся Интеллектуальных школ, необходимо закупать в библиотеки, в соответствии с их рыночной стоимостью, установленной исходя из материальных затрат на их публикацию и тиражирование. Закуп данных материалов производится с соответствии с пунктами 24 и 26 настоящих Правил.

31. Список необходимой литературы, не вошедший в утвержденный Перечень, предоставляются Школами с обоснованием по каждому наименованию в филиал АОО «Центр образовательных программ» (далее - ЦОП). ЦОП изучает и определяет на соответствие образовательной программе Школы, предоставляет с обоснованием по каждому наименованию в АОО для внесения изменений и дополнений в Утверждённый Перечень Правления АОО (служебное письмо, перечень).

32. Ответственным за комплектование фонда библиотеки являются: старший педагог - библиотекарь (при его отсутствии педагог - библиотекарь; при отсутствии педагога - библиотекаря - другой работник Школы, назначенный директором ответственным за работу с библиотечным фондом).

33. Работники библиотеки проводят анализ имеющихся коллекций, издательского рынка и читательских запросов, координируют и проверяют заявки на литературу от методических объединений на предмет соответствия ее образовательной программе или профилю библиотеки, согласование вышеперечисленного с АОО.

34. Для более эффективного использования имеющихся коллекций учебной и методической литературы, а также с целью оптимизации библиотечных фондов возможен обмен среди библиотек, путем приема-передачи во временное или постоянное использование.

35. Библиотеки проводят подписку на республиканские, региональные и зарубежные периодические издания (журналы и газеты). Списки ежегодной подписки на периодические издания согласуются с АОО, количество и наименования должно отвечать информационным и досуговым потребностям, возрастным особенностям учащихся.

36. Учитывая необходимость постоянного контроля качества библиотечных коллекций, все библиотеки регулярно проводят мониторинг состава, количества и использования библиотечных фондов, с периодичностью, установленной АОО. Результаты мониторинга предоставляются в АОО.

37. На все поступления дополнительной, справочной, художественной и другой литературы в целях информатизации и продвижения чтения, работники библиотеки проводят рекламу библиотечного фонда (презентация новых поступлений, видео-реклама, буктрейлеры, обзоры новинок, демонстрации поступлений по предметам, веб-реклама и продвижение через сайты библиотек, социальные медиа ресурсы).

 

VI.           Учет библиотечного фонда

38. Прием документов, поступающих в библиотеку (через книжные магазины от поставщиков, от издательств, в дар) производится на основании сопроводительного документа, в котором указано: от кого, когда, в какую библиотеку, в каком количестве и на какую сумму были направлены издания. Сопроводительный документ (счет-фактура, накладная, акт приема-передачи) подтверждает расход средств и приобретение документов согласно договора о закупках.

39. При приеме изданий по сопроводительному документу работники библиотек должны проверить, соответствует ли количество и стоимость документов, прибывших в библиотеку, с указанием в сопроводительном документе, и совпадают ли названия, количество экземпляров, стоимость изданий, приведенным в договоре о закупках. Указанное правило не распространяется на журналы и издания, получаемые по подписке. При сверке рядом с каждым названием ставится пометка, подтверждающая фактическое наличие издания.  

40. После сверки партии все сопроводительные документы (счет-фактура, накладная, акт приема-передачи) подписываются педагогом - библиотекарем, старшим педагогом – библиотекарем, бухгалтером по учебно-материальной технической базе (УМТБ), главным бухгалтером, заместителем директора по финансово-хозяйственной деятельности, директором Школы. З экземпляра подписанных документов отправляются в АОО. Данные документы принимаются ответственным департаментом и Департаментом бухгалтерского учета (далее - ДБУ) для проведения оплаты.

41.  Бланки учетных документов формируются при помощи программного пакета КАБИС. Стоимость книг и печатных изданий, учитываемая в программе КАБИС на основании первичных документов не должна включать сумму налога на добавленную стоимость, на соответствие сумм по данным КАБИСа. Для достоверности учета ввода данных в программу КАБИС, ежеквартально библиотекарь предоставляет в бухгалтерию Школы отчет по движению библиотечного фонда.

42.  В программном обеспечении КАБИС необходимо создавать каталоги по видам и языкам изданий (учебники на казахском, русском, английском языках, методические издания на казахском, русском, английском языках, художественная литература на казахском, русском, английском языках, дополнительная литература на казахском, русском, английском языках, дидактические материалы на казахском, русском, английском языках, дидактические издания на казахском, русском, английском языках, детская литература и т.д.).

43. Суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из фонда библиотеки, производится партиями по одному сопроводительному документу (счет-фактура, накладная, акт приема-передачи товара). В целях обеспечения сохранности, после ввода счетов-фактур распечатываются и наклеиваются штрих-коды на каждую книгу и ставится штамп библиотеки Школы. В случае отсутствия сопроводительного документа составляется акт приема-передачи (приложение 2). В случае недостачи при приеме литературы составляется соответствующий акт (приложение 3).

44. После окончания учебного года, работники библиотеки предоставляют акты на списание использованных тетрадей, атласов, контурных карт, ветхих книг в бухгалтерию Школы, с подтверждающими ведомостями о выдаче.

45. Формой учета является автоматизированная библиотечная программа КАБИС (приложение 2). Сведения о движении фонда фиксируются в трех частях "Книги суммарного учета библиотечного фонда".

 

Часть 1 - "Поступление в фонд"

Часть 2 - "Выбытие из фонда"

 

46. Библиотеки для обеспечения учебного процесса образовательными ресурсами приобретают в соответствии с контингентом учащихся (свыше 10 экземпляров) одного названия всех видов учебников (основные, альтернативные, экспериментальные и пробные), а также сборники задач, упражнения для учащихся, дидактические материалы входящие в библиотечный фонд.

47. Все операции по учету библиотечного фонда производятся работниками библиотеки. Стоимостный учет библиотечного фонда учебников ведется бухгалтерией филиалов и АОО.

48. На первой странице издания под заглавием и на странице 17 (согласно ГОСТ), каждого экземпляра учебника ставится специальный штамп Библиотеки, содержащий наименование, название филиала АОО (приложение 3).

49. Контроль за соблюдением норм и требований по учету фонда Библиотеки осуществляет АОО.

50. Выявление и отбор документов для исключения из фондов библиотек производится 1 (один) раз в год после инвентаризации библиотечного фонда. Списки выбывающей литературы направляются в курирующий департамент для изучения и определения действительности причины, после чего происходит исключение выбывающей литературы.

51. Учет выбывших документов постоянного и временного хранения из библиотечного фонда, после получения согласования списков оформляется актом об исключении. В каждом акте фиксируются документы, исключаемые только по какой-либо одной причине: ветхость (физический износ), дефектность, излишняя дублетность, непрофильность, утрата (c указанием конкретных обстоятельств утраты: пропажа из фондов открытого доступа, утерянные читателями, утраченные в результате порчи, хищения, стихийного бедствия, по неустановленным причинам - недостача), устаревшие по содержанию.

52. Выбытие документов временного хранения из библиотечного фонда оформляется актами об исключении (приложения 4) и отражается во II части «Книги суммарного учета – Выбытие изданий» КАБИС и в формах индивидуального учета фонда. В одном акте указывается одна причина списания: ветхость, дефектность, устарелость по содержанию, дублетность, непрофильность, утрата.

53. Излишняя литература может быть передана в библиотеки школ. При передаче составляется акт в 3-х экземплярах и список в 2-х экземплярах (приложение 5). Первый экземпляр акта подписывается передающей и получающей сторонами, утверждается руководителями филиалов и остается в библиотеке с приложением списка книг. Отобранные издания вместе со вторым экземпляром акта и списком передаются представителю принимающей библиотеке. Третий экземпляр акта передается в бухгалтерию АОО НИШ.

54. Непрофильными считаются документы, не соответствующие по каким-либо причинам (тематике, году издания, языку, типу или виду или несоответствие учебной программе), профилю комплектования и хранения фонда данной библиотеки.

55. Не исключаются из фондов библиотек, как устаревшие по содержанию, краеведческие и местные издания, произведения художественной и энциклопедической литературы.

56. Периодические издания исключаются по истечении сроков хранения, утвержденных АОО НИШ (журналы – 3 года, газеты – 2 года).

57. Выявление и отбор документов на выбытие проводится путем сплошного просмотра фондов работниками библиотеки и комиссией по инвентаризации библиотечного фонда, создаваемой в каждой школе, состав которой утверждается приказом директора Школы. В ходе работы определяются: физическое состояние каждого издания (ветхость, наличие дефектов); его основные характеристики (тематика, содержание, время издания, наличие краеведческого материала, особенности полиграфического исполнения); частота и продолжительность его использования читателями; наличие в библиотеке других экземпляров данного издания и его переизданий; обеспеченность соответствующей теме более новыми публикациями и др. По итогам отбора составляется перечень документов, предлагаемых к списанию, который согласовывается с АОО для дальнейшего списания.

 

VII.        Порядок списания изданий и материалов, исключаемых из фонда Библиотеки

58. Отобранные для исключения издания и материалы просматриваются специально созданной комиссией по списанию основных средств, в состав которой включаются: заместители директора, юрист, учителя-представители от методических объединений, также могут быть включены прочие сотрудники Школы (лаборанты, секретари и др.) не имеющие материальной заинтересованности в списании. Состав комиссии и ее количество утверждается директором Школы, в ведении которой находится Библиотека.

59. Акты на исключение изданий и материалов из фондов библиотек, составляется на основании подтверждающего служебного письма от АОО, разрешающего списание и утверждается директором Школы, после подписания его всеми членами комиссии по списанию основных средств.

60. Допускается списание утерянных изданий до 0,1 процента от общего фонда открытого доступа, а также издания, вышедшие из тиража в год в соответствии с подтверждением Инвентаризационной комиссией и последующим согласованием с АОО НИШ. В этом случае в акте на списание указывается причина «Утеря в результате несанкционированного выноса из читальных залов».

61. Списанная литература сдается для утилизации на макулатуру. Вырученные средства от сдачи книг используются для нужд библиотеки, а именно – оформление библиотеки, приобретение сувениров, корзин для книг, канцелярских принадлежностей, непредусмотренных бюджетом Школы, мягких подушек.

 

 

VIII.    Инвентаризация библиотечного фонда

62. Плановая инвентаризация проводится ежегодно раз в год. Работники библиотеки и бухгалтерия Школы проводят внутри школьную инвентаризацию библиотечного фонда путем создания инвентаризационной комиссии из числа сотрудников Школы по завершению учебного года в период летних каникул.

Обязательная инвентаризация библиотечного фонда проводится при следующих обстоятельствах:

1) при смене материально-ответственного лица;

2) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;

3) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

4) реорганизация или закрытие Библиотеки.

 

63. Раз в 3 года осуществляется инвентаризация АОО путем создания комиссии утверждаемой приказом Председателя Правления. На основе анализа предыдущих проверок библиотечного фонда комиссия вправе проводить проверку сплошным или выборочным методом.

64. Работники библиотек несут ответственность за сохранность библиотечного фонда. Директор Школы, все заместители директора ведут контроль и несут ответственность по обеспечению и принятию мер по сохранности библиотечного фонда, а также читатели, пользующиеся этими фондами. Главный бухгалтер несет ответственность за учет и контроль библиотечного фонда. Читатели, нарушившие правила пользования Библиотекой и/или причинившие ущерб её фонду, несут материальную ответственность, согласно действующему законодательству РК и внутреннему распорядку, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с потребностями и требованиями каждой Школы.

 

X. Расстановка библиотечного фонда

 

65. Расстановка фонда - порядок размещения документов на полках (стеллажах, шкафах) фондохранилища, определяемый методикой обслуживания читателей, типом, составом и величиной фонда, и его назначением, которая позволяет ускорить поиск нужных документов при облуживании читателей.

Цель расстановки документов - упорядочить их с целью полного раскрытия фонда по различным признакам (тематике, авторам и т.д.) и обеспечить экономию мест на полках, как по вертикали, так и по горизонтали.

66. Любая расстановка должна обеспечивать связь документа с его библиографическим описанием (моделью) в каталогах, так как это является основным условием эффективного поиска по запросам читателей. Расстановка фондов должна быть стабильной и простой, обеспечивать экономичность использования площади фондохранения и создавать благоприятные условия для санитарно-гигиенического ухода за фондом и его проверки.

 

67. Фонд каждой Библиотеки должен быть определенным образом организован. Деление фонда Библиотеки может осуществляться по различным критериям:

1) по назначению (фонд абонемента, фонд читального зала);

2) по языкам (на казахском, русском, английском и других языках);

3) по видам изданий (книги, брошюры, журналы, газеты, CD-DVD диски);

4) по читательском адресу (литература для детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, для учителей);

5) по тематическим зонам библиотеки (на казахском, русском, английском и других языках);

6) по классам (для учебного фонда).

 

68. Необработанные издания выдаче не подлежат. Расстановка фонда должна способствовать его сохранности. Контроль за правильностью расстановки и физическим состоянием фонда осуществляется постоянно, в часы внутренней работы и в санитарные дни.

69. В библиотеках применяют систематическую и алфавитную расстановку библиотечного фонда. В основе систематической расстановки фонда библиотеки лежат таблицы Библиотечно-библиографической классификации (ББК), учитывающие содержание документов. Внутри каждого подраздела документы с одинаковыми полочными индексами расставляются в алфавитном порядке авторов и заглавий (по авторским знакам).

70.  Авторским знаком называется условное обозначение начального буквосочетания первого слова библиографического описания документа. Авторский знак складывается из заглавной буквы первого слога и двузначного или трехзначного числа, соответствующего данному буквенному сочетанию. Например, авторский знак фамилии Байтурсынов - Б18.

71. Тематическая расстановка применяется в тех случаях, когда есть зоны, где необходимо в рамках одной темы собрать литературу для удобного доступа читателей.

 

 

XI. Организация обслуживания и посещения Библиотек

 

72. Организация обслуживания и посещения Библиотек осуществляется в следующем порядке:

1) запись пользователей в Библиотеки проводится:

- для учащихся – по списку классов или индивидуальном порядке;

- для педагогов, сотрудников Школы – по удостоверению личности;

- для иных пользователей – по удостоверению личности.

 

2) при записи пользователи знакомятся с Правилами организации работы Библиотек;

3) работники библиотек за 5 дней до истечения срока пользования Ресурсами направляют напоминание по электронной почте о необходимости их возврата. Если Ресурсы не возвращены в библиотеку в срок, работник библиотеки направляет представителю ученика - куратору класса письменное требование о возврате Ресурсов в течение 3 дней;

4) пользователи Библиотек, не сдавшие книги в установленные библиотекой сроки, считаются должниками, и выдача последующих ресурсов производится только после погашения задолженностей;

5) при возврате Ресурсов на 5 дней позже установленного срока Пользователи Библиотек лишаются права пользования другими ресурсами на срок, соответствующий количеству задержанных дней;

6) пользователи Библиотек, утерявшие или повредившие Ресурсы, должны заменить их идентичными или признанными Библиотекой равноценными. При невозможности замены возмещают реальную рыночную стоимость Ресурсов в 10-кратном размере;

7) пользователи Библиотек обладают приоритетом в обслуживании, выполнении информационных запросов;

73. Библиотеки предоставляют пользователям открытый доступ к библиотечным фондам, которые состоят из печатных и рукописных документов, а также графических, аудиовизуальных материалов, документов на электронных носителях, программных обеспечений (далее – Ресурсы).

74. Прочие условия пользования библиотекой:

1) в случае нарушения Пользователем Правил, администрация Интеллектуальной Школы имеет право требовать у Пользователя незамедлительного возвращения выданных на руки Ресурсов;

2) любой Пользователь, не согласный с решением работников Библиотеки, принятым в соответствии с данными Правилами, имеет право обжаловать его у администрации Школы;

3) любые изменения настоящих Правил должны быть отображены на досках объявлений и информативных экранах в Библиотеке. Также любые изменения настоящих Правил должны быть доступны в режиме онлайн на главной странице портала.

 

75. Пользователи, получившие доступ в Библиотеку, могут работать с Ресурсами в читальных залах Библиотеки и получать консультации библиотекарей.

76. Срок пользования Ресурсами:

1) сроки временного пользования Ресурсами вне Библиотеки, выдаваемыми на пользование и количество выдаваемых изданий ограничены:

- учебная литература выдается на срок изучения соответствующего предмета или на учебный год;

- методическая литература выдается сроком на один месяц, а при наличии достаточного количества экземпляров - на срок изучения соответствующего предмета;

- литература для внеклассного чтения (художественная, научно-популярная, познавательная литература) - не более 15 дней в количестве до 3 экземпляров.

Срок пользования Ресурсами может быть продлен, если на них отсутствует спрос со стороны других Пользователей, или сокращен, если издание имеется в одном экземпляре или пользуется повышенным спросом;

 

2) библиотечный фонд, предназначенный для использования в читальных залах Библиотек, не выдается во временное пользование для использования вне Библиотеки.

77. Порядок выдачи учебников учащимся осуществляется в следующем порядке:

1) выдача учебников учащимся осуществляется в соответствии с графиком выдачи, утверждаемый заместителем директора по учебной работе согласно учебному графику. График выдачи предварительно высылается кураторам Учебники выдаются на срок изучения соответствующего предмета;

2) кураторы организуют явку учащихся согласно утвержденному графику выдачи учебников, и ведут контроль по надлежащему пользованию и хранению книг в течение года, до их возврата в конце учебного года.

78. Учащиеся и работники Школы обязаны возвращать библиотечные учебники в библиотеку в случае ухода из Школы или по истечении срока пользования учебником, а также по первому требованию работников библиотеки.

 

 

XII. Права, обязанности и ответственность пользователей библиотек. 

79.  Пользователями Библиотек являются:

1) педагогический состав и учащиеся Интеллектуальных школ;

2) работники АОО, ее филиалов и дочерних организаций.

80. Пользователи Библиотек имеют право:

1) получать полную информацию о составе библиотечного фонда через систему электронных каталогов, баз данных и другие формы информирования;

2) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

3) получать во временное пользование ресурсы из библиотечных фондов;

4) продлевать срок пользования ресурсами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей;

5) приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к локальной сети библиотеки;

6) принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;

7) вносить свои предложения по улучшению деятельности библиотеки, оказывать помощь и участвовать в деятельности любительских объединений, кружков, клубов и иных видов объединений, создаваемых в библиотеке.

8) количество Ресурсов, с которыми работает читатель в читальном зале, не ограничивается;

 

81. Пользователи Библиотек обязаны:

1) соблюдать требования настоящих Правил;

2) вернуть Ресурсы, полученные в читальных залах, библиотекарю не позднее, чем за 10 минут до закрытия библиотеки;

3) при работе с персональными компьютерами в читальных залах Библиотек пользователи обязаны:

- зарегистрироваться у библиотекаря в журнале для регистрации;

- удалять файлы, созданные на рабочем столе в процессе работы;

- по окончании работы закрывать использованные программы, все документы, применяя стандартные процедуры выхода;

- использовать компьютеры только для учебных целей;

- при сбоях в работе с компьютером Пользователи должны обращаться к заведующей библиотекой. Самостоятельное изменение любых аппаратных и программных конфигураций компьютера пользователями не допускается.

4) бережно относиться к ресурсам, не делать на них пометок, не вырывать и не загибать страницы, не царапать поверхность электронных и мультимедийных носителей, возвращать их в установленные сроки;

5) не выносить ресурсы из библиотеки без разрешения библиотекаря;

6) бережно относиться к имуществу, техническому и программному обеспечению, оборудованию и носителям информации; соблюдать технику безопасности при работе на компьютерах;

7) не нарушать расстановку библиотечных фондов, находящихся в открытом доступе;

8) при получении ресурсов и иных информационных носителей во временное пользование тщательно просматривать их, в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщать об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки. В ином случае пользователь несет ответственность за все дефекты, обнаруженные при возврате ресурсов;

9) при утере ресурсов библиотечного фонда либо нанесении им невосполнимого вреда заменить его идентичными или равноценными;

10) проходить перерегистрацию в соответствии с порядком, установленным библиотекой;

11) проявлять корректность по отношению к пользователям, работникам библиотек;

12) соблюдать тишину, чистоту и порядок;

13) уведомлять работников библиотеки о смене своих контактных данных в течение 10 дней;

14) по окончании учебного года сдавать все взятые ресурсы до определенного срока, указанного библиотекой, и подписать обходной лист. В новом учебном году пользователи вправе обслуживаться в библиотеке после подписания обходного листа.

 

82. Пользователям запрещается:

1) выносить из Библиотеки в любое время (периодические издания, географические карты, основные справочные издания (энциклопедии, словари, справочные);

2) ресурсы, полученные из Библиотеки передавать третьим лицам.

3) входить в помещения библиотек в верхней одежде и головных уборах, с портфелями, дамскими сумками и т.п.;

4) проносить в библиотеку пищевые продукты, напитки в незакрывающихся контейнерах;

5) употреблять жевательную резинку;

6) использовать для записи в библиотеку документы другого лица или передавать для этих целей свои документы кому-либо;

7) выносить ресурсы из помещения библиотек, если они не записаны в электронном либо бумажном читательском формуляре;

8) наносить ущерб мебели, оборудованию и другому имуществу библиотек.

 

83. Ответственность Пользователей:

1) пользователи, получившие Ресурсы для использования, как в читальном зале, так и вне Библиотеки, несут ответственность за их утерю, повреждение и иной ущерб;

2) в случае неоднократного невозвращения Ресурсов в установленные Библиотекой сроки, Пользователю делают предупреждение или напоминание;

3) несанкционированный вынос Ресурсов из Библиотеки расценивается как хищение имущества. Администрация Школы принимает меры к нарушителям;

4) повреждение библиотечного компьютерного оборудования или любого другого оборудования в Библиотеке будет рассматриваться как нарушение, о котором сразу же будет сообщено администрации Школы;

5) в случае злостных нарушений настоящих Правил, причинения невосполнимого ущерба Библиотеке администрация Школы имеет право исключить виновных из числа пользователей Библиотеки без права повторной записи.

 

 скачать


Просмотров: 45825
Опубликован: 17 Апреля