Публикации о нас

Факторы эффективности: в чем они? Успешное обучение математике в школе создает прочный фундамент будущего детей


 Изучая опыт зарубежных стран по повышению качества обучения в системе среднего образования, мы обнаружили интересный факт. Результаты долгосрочного исследования, проведенного в Великобритании, показали, что достижения детей по родному языку и математике в возрасте семи-восьми лет в значительной степени определили доходы этих людей 30 лет спустя. Качество математического образования нас очень волнует, так как «Назарбаев Интеллектуальные школы» – это школы естественно-математического направления, поэтому мы попытались определить, какие же факторы влияют на эффективность обучения детей математике.

Как известно, Сингапур занимает лидирующие позиции в международных исследованиях TIMSS и PISA. Учебный процесс в сингапурских школах осуществляется по международной программе A-level. Сопоставительный анализ содержания программ A-level, Международного бакалавриата и по математике ГОСО Казахстана показал, что в целом наборы тем, изучаемых в Казахстане и в названных международных программах, особо не отличаются друг от друга. Имеются лишь небольшие отличия по темам. Государственным стандартом РК не предусмотрено изучение тем: «Предел и непрерывность», «Элементы теории определителей. Матрицы». А также в меньшем объеме изучаются темы: «Движения», «Интеграл и дифференциальные уравнения», «Векторный метод в пространстве», «Координатный метод в пространстве», «Элементы теории вероятности и статистики». В остальном же отечественные программы предусматривают более глубокое изучение материала, более развита доказательная база.

Однако по результатам Международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (The Program for International Student Assessment) за 2009 год в области математического образования наши 15-летние учащиеся по математической грамотности заняли лишь 53-е место из 65 стран. Основная причина таких результатов видится в недостаточном развитии навыков применения полученных знаний на практике.

Каковы пути решения данной проблемы? Для нас полезным является опыт Сингапура, Финляндии и Южной Кореи, которые показывают высокие результаты во всех рейтинговых исследованиях школьников.

Изучив особенности деятельности систем образования этих стран, можно выделить несколько факторов успеха математического образования: качественная подготовка, отбор педагогов и повышение их статуса, четкое определение в стандартах образования целей, задач и ожидаемых результатов обучения, объективная система оценивания, организация индивидуального подхода к обучению на основе содержания учебных программ.

Например, в Сингапуре в Национальном образовательном стандарте по математике детально прописано то, что должен знать и уметь ученик после завершения курса. В целом стандарт определяет, чему учить и чего достигать, а то, как учить, полностью зависит от учителя.

В настоящее время АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Экзаменационным советом университета Кембриджа занимается разработкой в экспериментальных интегрированных учебных программах ожидаемых результатов обучения по каждому разделу и теме предмета, способов оценивания их достижения.

Учебная программа по математике в Сингапуре позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его способностей, интересов и мотивации. Так, в начальной школе (1–6-е классы) организовано дифференцированное обучение по разноуровневым программам с учетом стартового уровня детей. К окончанию начальной школы все ученики должны достигать единой цели или стандарта того, что должен знать ученик в соответствии с ожидаемыми результатами обучения.

В основной школе (7–10-е классы) учащиеся изучают один и тот же программный материал за разный промежуток времени в зависимости от их индивидуальных способностей и к концу 10-го класса должны достигнуть одинаковых целей обучения. Данный подход к организации учебного процесса, как мы видим, дает высокий результат обучения, а в будущем приводит к успешной взрослой жизни. При разработке и апробации экспериментальных интегрированных учебных программ по предметам мы частично начали использовать данный подход.

Исследование, проведенное в Далласе, показало, что разрыв в результатах обучения между учащимися, которым преподавали учителя высокой квалификации, и ребятами, которых обучали менее подготовленные преподаватели, составил 49 процентных пунктов. Для сравнения: снижение числа учеников в классе в лучшем случае повышает результативность среднего ученика на 8 процентных пунк¬тов. При этом необходимо отметить, что из 112 проведенных исследований, посвященных воздействию уменьшения размера класса на результаты обучения, только в девяти были найдены какие-то позитивные корреляции.

Школьные системы успешных стран характеризуются тем, что привлекают к учительской профессии качественные кадры. Они добиваются этого за счет жесткого отбора поступающих на программы подготовки учителей, отбора на преподавательские должности и повышения статуса учителя. К примеру, в Южной Корее педагогические вузы принимают поступающих из 5% лучших выпускников школ страны, в Финляндии – из 10%, в Сингапуре и Гонконге – из 30%.

В нашей стране отбор абитуриентов на педагогические факультеты сравнительно нерегулируемый. Не практикуется отбор лучших выпускников школ до получения педагогического образования. При приеме в «Назарбаев Интеллектуальные школы» мы осуществляем конкурсный отбор учителей в несколько этапов.

Объективная система оценивания является также одним из важнейших факторов качества образования. Она должна быть объективной, прозрачной, понятной учащимся и их родителям, должна оценивать не фактологические знания, а умение их применять в соответствии с целями, задачами, ожидаемыми результатами обучения.

В интеллектуальных школах, в том числе и на уроках математики, уже апробируется новая система критериального оценивания, которая широко используется в школах Международного бакалавриата и системах образования многих стран. По результатам первого полугодия в первый год обучения учащиеся, которые пришли в наши школы, пройдя конкурсный отбор, показывают результаты существенно ниже результатов их обучения в общеобразовательных школах.

Например, качество знаний учащихся 9-х классов по математике вновь открытых школ в Талдыкоргане, Усть-Каменогорске при поступлении, по данным общеобразовательных школ, составило 82,0% и 88,0% соответственно. По результатам мониторинга учебных достижений учащихся в конце первого полугодия с использованием критериально-ориентированных заданий качество знаний оказалось ниже: 74,7% в Талдыкоргане и 66,7% – в Усть-Каменогорске. Причина заключается в том, что, поскольку отсутствует четко регламентированная система оценивания по критериям, педагоги используют нормативный подход, когда результаты детей сравниваются с результатами большинства учащихся, а не с заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями достижения планируемых результатов обучения.

Использование в наших школах системы критериального оценивания дает педагогам возможность корректировать индивидуальную траекторию обучения каждого отдельного ученика и соответственно повышать качество образования. Так, применение критериальной системы оценивания и грамотная организация индивидуальной работы с учащимися позволили существенно повысить результаты обучения шестиклассников города Астаны в течение первого полугодия. Результаты повторного тестирования выше по всем пяти проверяемым предметам.

За два года работы «Назарбаев Интеллектуальными школами» накоплен определенный опыт работы. С целью его трансляции в систему общего среднего образования мы на нашем сайте специально к съезду открыли раздел «Математика». Там представлены поурочные планы, методические разработки, информация по критериальному оцениванию и математическим соревнованиям, а также различные викторины и математические игры. Этими материалами смогут пользоваться все заинтересованные учителя. В будущем такие разделы будут открыты по физике, химии, биологии и английскому языку.

 

Куляш ШАМШИДИНОВА,

 

 

Председатель правления АО «Назарбаев Интеллектуальные школы»


Просмотров: 4420
Опубликован: 08 Января