Общая информация

О ходе трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальные школы»


В соответствии с поручением Главы государства о трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ, данном на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 18 апреля 2011 года, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) на протяжении нескольких лет занимались анализом и внедрением лучшего международного опыта и практики в сфере образования, это дало возможность накопить существенный опыт и наростить потенциал учителей для системной трансляции опыта в систему образования Казахстана.
Сегодня Интеллектуальные школы осуществляют целый комплекс мер по трансляции опыта через организацию повышения квалификации педагогических работников страны, обучение студентов педагогических вузов, трансляцию онлайн уроков и семинаров для учеников и учителей общеобразовательных школ, Международных конференций и семинаров по изучению инновационных подходов в мировой системе образования, работы по пилотному внедрению обновленного содержания среднего образования.
В целом, работа ведется по трем направлениям:
повышение квалификации и обучение педагогов;
обмен передового педагогического опыта;
обновление содержания среднего образования.
Совместно с Национальной академией образования им. Ы.Алтынсарина разработаны государственный общеобязательный стандарт начальной школы, учебные программы и планы, модель трехъязычного обучения, система критериального оценивания, новая система повышения квалификации педагогических работников.
Готовится к передаче модель системы критериального оценивания учебных достижений учащихся и концепция воспитательной работы в школе.
Будет пересмотрена работа методических кабинетов в регионах, предстоит обучение их сотрудников, оснащение необходимыми методическими комплексами.
Правительством страны одобрены основные концептуальные подходы перехода на обновленное содержание образования и принято решение о проведении в 2015 году в 30 школах страны процесса внедрения обновленного содержания образования.
ГОСНО утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан № 370 от 25 апреля 2015 года.
Министерством утвержден План работы на 2015 год (приказ №153 от 01.04.2015г.), где обозначены мероприятия по обновлению содержания образования, подобный план работы будет утверждатся ежегодно.
Министерство планирует начать с сентября 2015 года пилотный проект в 30 общеобразовательных школах страны, из которых 12 малокомплектных и сельских школ.
Массовое внедрение стандарта начальной школы в систему образования страны запланировано - с 1 сентября 2016 года.
В течение 2014 года для управления процессом подготовки и внедрения обновленного содержания образования разработаны и утверждены приказами Министра образования и науки РК ряд нормативных документов.
Создан Координационный Совет по управлению процессом внедрения обновленного содержания образования, разработаны дорожная карта по обновлению содержания образования на 2014-2028 годы, положение об апробации обновленного содержания образования, сформирован список 30 пилотных школ.
В целях эффективной организации работы по пилотному внедрению обновленного содержания образования в Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина создано структурное подразделение, определены координаторы из числа представителей областных управлений образования, учителей Интеллектуальных школ в регионах.
Для оказания методической помощи пилотным школам сформированы выездные группы - консультанты из числа сотрудников НАО им. Алтынсарина, АОО НИШ, НЦПК «Орлеу», ЦОП, ЦПМ, ЦПИ, координаторы управлений образования, методисты методкабинетов (руководители).
Для методической поддержки педагогов в настоящее время ведется работа по созданию онлайн-платформы и сетевого профессионального сообщества учителей, где будут организованы консультации лучших учителей-методистов, учителей-практиков, разработчиков и авторов учебных программ, кураторов пилотных школ, руководителей органов управлений образования, организаторов трансляции – НАО им.Алтынсарина, МОН, АОО.
В рамках трансляции опыта АОО проведены 60 семинаров, из них 58 семинаров по разработке и доработке адаптированных учебных программ и планов, и 1 семинар для сотрудников НАО с участием международного эксперта и 1 семинар для сотрудников/тренеров ЦПМ по адаптированным программам.
Действующие Интеллектуальные школы являются ресурсными центрами по трансляции опыта в регионах, разработаны планы работс пилотными школами, созданы Педагогический десант из числа лучших учителей по передаче апробированного опыта учителям пилотных школ рабочие группы по трансляции опыта из числа администрации школы и учителей.
Трансляция опыта осуществляется путем проведения онлайн – уроков и онлайн – семинаров, мастер-классов, обучающих семинаров, предметных недель, дней открытых дверей, научно-практических конференций, организации встреч с родителями и учениками, социальных проектов и экскурсий и др.
Так, с сентября 2014 года по март 2015 года для пилотных школ проведено 75 обучающих семинаров, 234 онлайн-уроков, 23 онлайн-семинаров, 152 мастер-класса, 7 стажировок, 17 дней открытых дверей, по 7 предметных недель и стажировок, 9 встреч с родителями и учениками пилотных школ, 11 мероприятий по организации воспитательной работы.
Основное направление по проекту трансляции опыта Интеллектуальных школ – это организация курсов повышения квалификации педагогических работников.
По всей стране на базе ЦПМ АОО НИШ, НЦПК «Орлеу» и их филиалах за 2012-2014 годы обучение прошли 39,8 тысяч педагогов страны. К 2016 году по системе повышения квалификации обучение пройдут более 120 тысяч педагогов, что создаст критическую массу для успешного внедрения обновленного содержания образования.
В рамках обновления содержания среднего образования для обучения сотрудников Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подведомственных организаций разработана специальная программа и соответствующие учебно-методические материалы. По данной программе уже обучены 302 сотрудника МОН РК и его подведомственных организаций.
Всего за предстоящие три года повышение квалификации пройдут свыше 205 тысяч педагогических работников (всего в РК 296 тыс.педагогов).
В этих целях Центром педагогического мастерства АОО совместно с Факультетом образования Кембрдижского университета разработаны уровневые программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
За 2012-2014 годы по новой системе повышения квалификации в рамках уровневых программ обучены 400 тренеров и 11,9 тысяч учителей школ страны.
В первом квартале 2015 года на курсах повышения квалификации в рамках уровневых программ проходят обучение 3114 учителей, всего в текущем году планируется обучить 5100.
АОО совместно с Министерством подготовлен план обучения педагогов пилотных школ на 2014-2015 учебный год (осень, зима, лето). Уже начаты обучающие семинары для педагогов пилотных школ, которые проведены в ноябре 2014 года и в январе-марте 2015 года (обучение руководящего состава- 136, учителей начальных классов - 277), будут продолжены в июне-августе т.г.
Для руководителей пилотных школ проведен установочный 3-х дневный семинар «Образовательные программы в условиях обновления содержания образования» с участием представителей МОН РК, НАО, АОО.
Обучение педагогических работников в рамках обновления содержания образования продолжается в соответствии с утвержденным планом курсы повышения квалификации будут организованы с июня по ноябрь 2015 года– всего на базе ЦПМ и его филиалов пройдут обучение 1892 педагогических работника.
Кроме того, в рамках данного проекта, курсы повышения квалификации прошли 250 руководителей общеобразовательных организаций и еще 1 тысяча продолжают обучение.
Большую роль в реализации проекта трансляции опыта по обновлению содержания образования играет подготовка будущих педагогических кадров.
Для этого разработаны программы дополнительного профессионального образования для студентов выпускного курса педагогических специальностей и профессорско-преподавательского состава вузов.
Из числа профессорско-преподавательского состава 18-ти высших учебных заведений республики, осуществляющих подготовку педагогических кадров, на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан обучены и подготовлены 300 тренеров-преподавателей.
В настоящее время 25 слушателей из числа выпускников педагогических специальностей Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата прошли обучение в объеме 160 академических часов (аудиторное обучение). Планируется активизировать работу в данном направлении.
Министерством совместно с высшими учебными заведениями страны проводится работа по пересмотру программ подготовки педагогических кадров.
Еще одно направление проекта трансляции опыта – это посткурсовая поддержка педагогических работников. Она необходима для дальнейшего усовершенствования знаний и навыков учителей и активизации их деятельности по улучшению школьной практики; гибкого реагирования на проблемы учителей и возникающие новые потребности казахстанской школы.
Для посткурсовой поддержки педагогических работников используются такие инструменты, как методическая библиотека, образовательный портал и электронная методическая копилка Центра, сетевое сообщество, блоги, форумы и вебинары, а также семинары, круглые столы и конференции.
Одним из эффективных методов посткурсовой поддержки является проведение мастер-классов. Мастер-классы проводятся по таким направлениям как «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания», «Применение ИКТ в обучении» и другие.
В рамках посткурсовой поддержки проведено 157 тематических семинаров для учителей, обучившихся по уровневым программам, 77 обучающих семинаров для руководителей школ; посещены 1001 урок (804 школы).
Организованы выезды тренеров ЦПМ и его филиалов во все регионы республики для оказания посткурсовой поддержки учителям, завершившим курсы по уровневым программам, а также для осуществления процедуры формативного оценивания после завершения курса обучения по программе для руководителей школ.
Кроме того, на сайте Центра создана электронная методическая копилка, где сегодня размещены более 200 лучших методических разработок уроков учителей Назарбаев Интеллектуальных школ и учителей, прошедших обучение в рамках уровневых курсов.
Действенную помощь педагогам в реализации проекта оказывает сетевое сообщество и образовательный портал на сайте Центра, которые имеют специальные форумы, блоги, содержащие информаций о популярных и новых темах, последних загруженных сообщениях и список популярных сетевых сообществ. Сайт постоянно модернизируется и обновляется в соответствии с современными требованиями. Общее количество зарегистрированных пользователей составляет – 49 817 человек.
В рамках поддержки педагогов в разделе «Электронная методическая библиотека» размещены 183 материала на казахском, русском и английском языках, а также проведены онлайн вебинары на различные темы.
Для эффективной реализации проекта практикуется оказание наставнических услуг как тренерам, так и педагогам, прошедшим уровневые курсы повышения квалификации. Экспертами в 10 городах страны проведена работа по оказанию услуг наставничества. Это и командное преподавание (Team-teaching), индивидуальные консультирования, методическая помощь и др.
Немаловажную роль в реализации проекта играет обеспечение педагогов необходимым учебно-методической, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, вспомогательными материалами, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики в целом.
В этих целях издается информационно-методический журнал «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках.
Для публикации в журнале привлекаются лучшие практикующие учителя и ученые казахстанских и зарубежных школ и организаций образования.


Просмотров: 71531
Опубликован: 30 Апреля