Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (ЦПМ) создан 15 июня 2011 года. Функционируют 15 филиалов ЦПМ.
Миссия: использовать лучший отечественный и международный опыт, человеческие и методологические ресурсы организации для непрерывного профессионального развития педагогов в целях совершенствования системы образования Республики Казахстан.
Видение: быть лидирующей организацией по вопросу профессионального развития педагогов в стране и активно продвигать образовательные услуги на международном рынке.
Основные направления деятельности Центра педагогического мастерства:
- разработка образовательных программ повышения квалификации педагогов системы дошкольного, среднего, технического и профессионального, высшего образования;
- подготовка тренеров для реализации программ повышения квалификации;
- обучение педагогов Республики Казахстан на курсах повышения квалификации;
- посткурсовое сопровождение и методическая поддержка педагогов;
- научно-исследовательская деятельность и мониторинговые исследования профессионального развития учителей;
- издательская деятельность.
Достижения Центра педагогического мастерства
ЦПМ имеет инновационный портфель образовательных программ и проектов, разработанных с учётом мирового опыта, лучших международных практик и потребностей казахстанской школы. Впервые в системе профессионального развития педагогов Казахстана 11 программ ЦПМ успешно прошли безусловную сертификацию в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия).
Разработке всех программ повышения квалификации всегда предшествует проведение предкурсового мониторингового исследования, результаты которого определяют научную основу содержания данных программ, цели, задачи и ожидаемые результаты. Согласованность содержания образовательных программ с реальными запросами педагогов позволяет в дальнейшем отслеживать и управлять качеством происходящих преобразований в профессиональной деятельности педагогов и прогнозировать их профессиональное развитие.
Повышение квалификации педагогов реализуется по нескольким направлениям:
- развитие предметных компетенций педагогов;
- развитие метапредметных компетенций педагогов;
- воспитание и благополучие учащихся;
- менеджмент и лидерство;
- дошкольное обучение и воспитание.
Одно из ярких достижений ЦПМ на международном уровне – участие в конкурсе UNESCO-Hamdan 2020. Среди 190 организаций со всего мира, работающих в направлении улучшения преподавания, за выдающиеся практики и достижения в повышении эффективности учителей международное жюри включило ЦПМ в топ-10 лучших мировых проектов.
Признание международным жюри академических успехов и ценного опыта ЦПМ в профессиональном развитии педагогов стало надёжным инструментом для международного доверия. Так, в рамках сотрудничества с проектом Европейского союза «Содействие системе образования в Туркменистане» ЦПМ разработал и реализовал 9 программ повышения квалификации педагогов школ и колледжей г. Ашхабада и велаятов Туркменистана, сотрудников центров повышения квалификации и Национального института образования Туркменистана. Также ЦПМ провёл курсы повышения квалификации для педагогов общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (РФ) и педагогов сети школ «Білімқана» (Кыргызстан), семинар для представителей сети президентских школ Узбекистана и Министерства науки и образования Азербайджана.
С 2015 года ЦПМ является официальным членом Экспертного совета WALS – Всемирной ассоциации Исследования уроков (штаб-квартира размещена в Гонконгском институте образования www.walsnet.org). В рамках членства в WALS тренеры ЦПМ участвуют совместно с ведущими учёными-экспертами Японии в международных исследованиях, активно представляют казахстанский опыт на международных конференциях WALS, реализуют в школах страны проект «Lesson Study Kazakhstan». Опыт ЦПМ был представлен на заседании Экспертного совета в Пекине (2018), в отдельных симпозиумах конференции в Амстердаме (2019) и Куала-Лумпуре (2022).
Результаты исследований ЦПМ отмечены золотыми медалями на международных книжных выставках во Франкфурте-на-Майне (Германия), в Нью-Йорке (США), Москве (РФ). Более 20 научных работ сотрудников ЦПМ размещены на страницах рецензируемых международных журналов. Журнал ЦПМ «Педагогический диалог» впервые принял участие в V Евразийской международной книжной выставке-ярмарке и занял II место в номинации «Наука и инновации» и III место в номинации «Лучшая учебная книга».
Важным направлением в деятельности ЦПМ является посткурсовое сопровождение педагогов. Взаимодействие тренера и слушателей в посткурсовой период осуществляется на основе матрицы коммуникации тренера со слушателями, являющейся обязательным элементом программы повышения квалификации и заполняемой группой в последний день обучения на курсах. В течение одного года тренеры наблюдают за уроками слушателей и дают конструктивную обратную связь, проводят опросы и интервью, организуют индивидуальные и групповые консультации, анализируют результаты достижений и аттестации учителя, проводят поддерживающие семинары и вебинары по выявленным затруднениям педагогов. Результаты посткурсового мониторинга и посткурсовых мероприятий фиксируются в личном кабинете педагога на платформе sdo.cpm.kz.
Также тренеры ЦПМ оказывают казахстанским педагогам системную методическую работу в двух направлениях:
1. Через сеть ведущих школ, которые представляют собой структурированные межшкольные сообщества, транслирующие лучший опыт преподавания и управления школой каскадным методом для коллективов прикреплённых партнёрских школ. Учителя ведущих и партнёрских школ, работая в сотрудничестве, приобретают новый опыт, навыки, которые влияют на изменение школьной практики. Количество ведущих школ ежегодно увеличивается за счёт определения новых школ, готовых к работе в системе партнёрства с другими школами региона.
2. Через пул школьных тренеров, подготовленных ЦПМ с целью приближения системы повышения квалификации к школе и оказания на местах своевременной методической поддержки учителям. Школьные тренеры представляют собой внутришкольный методический актив, организующий профессиональное развитие коллег по принципу «равный – равному» по нескольким направлениям: методика и технологии преподавания и обучения, исследования собственной практики, разработка заданий по оцениванию, развитие аналитических компетенций педагогов.
Электронные ресурсы ЦПМ:
1) www.cpm.kz – официальный сайт ЦПМ;
2) https://www.facebook.com/cpm.official.page, https://www.instagram.com/cpm_official_page/ – официальные страницы ЦПМ в социальных сетях;
3) www.sdo.cpm.kz – портал для проведения курсов повышения квалификации;
4) www.online.cpm.kz – портал для профессионального развития педагогов;
5) www.lessonstudy.kz – сайт для поддержки педагогов, внедряющих Lesson Study;
6) Шамшырақ» https://www.facebook.com/ShamshyraqNIS и «Мектеп тренері» https://www.facebook.com/groups/969120163915342 – онлайн-площадки профессиональных сообществ педагогов в социальной сети.